ГУО СШ №37 г.Могилёва


Главная > Советы психолога > Советы школьного психолога: тревожный ребенок

Что такое тревожность. В настоящее время увеличилось число эмоционально неустойчивых, тревожных детей. Возможно, это связано с нестабильностью и опасностями современной жизни: теракты, войны, катастрофы, неблагоприятная экономическая ситуация. Как бы ни старались взрослые оградить детей от травмирующей информации, им предается общая тревога.
Тревожность - это устойчивое отрицательное беспокойство и ожидание неблагополучия со стороны окружающих.

Особенности тревожного ребенка. Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, большим количеством страхов. Они очень чувствительны, мнительны, впечатлительны.

Часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в боязни браться за новое сложное задание, в болезненном восприятии критики, обвинении себя во многих неудачах. Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипулятивным воздействиям со стороны взрослых и сверстников.

У таких детей можно заметить разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий они живые, общительные, на занятиях зажаты, напряжены, отвечают на вопросы тихим и глухим голосом, могут начать заикаться. Речь их может быть очень быстрой или замедленной. Как правило, возникает двигательное возбуждение: ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь.

Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы, др.). Манипуляции с собственным телом снижают у них эмоциональное напряжение, успокаивают.

Причины детской тревожности
1.Неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью:
• непринятие ребенка;
• агрессивность;
• излишняя опека, ограждение его от трудностей и неприятностей жизни;
• завышенные требования к ребенку, с которыми ему трудно справиться;
• непоследовательность и противоречивость воспитательных воздействий;
• ситуация соперничества
2. Травмирующие обстоятельства: попадание в больницу, развод родителей, смерть близкого, др..
3. Негативное отношение со стороны одноклассников или педагога.
4. Адаптация к новым условиям обучения и воспитания (поступление в школу, переход из начальной школы в среднюю).
5. Школьная тревожность (боязнь контрольных работ, ответов у доски, ошибок)

Рекомендации, которые помогут предотвратить или уменьшить детскую тревожность
Работа с тревожным ребенком строится в трех направлениях:
Повышение самооценки.
Поручения, которые вы даете ребенку, должны соответствовать его возможностям. Любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успехе («У тебя это получится», «Ты это умеешь хорошо делать»). Чтобы снизить риск неуспеха, желательно поэтапно выстраивать иерархию заданий: начинать с простых. Тревожность часто вызывается неизвестностью, поэтому, предлагая задание, составьте план.

При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон. В случае неуспеха нужно максимально снизить его эффект. Самое главное, чтобы неуспех не привел к отвержению ребенком себя («Раз у меня не получился рисунок, значит я плохой!»).

Недопустимо сравнение ребенка с кем-либо, особенно если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка («Сегодня ты нарисовал гораздо аккуратнее, чем вчера», «Посмотри, сегодня ты меньше постарался, поэтому у тебя получилось хуже, чем в прошлый раз. Но я думаю, завтра ты сможешь сделать лучше). Оптимистические прогнозы на завтра не дают ребенку повода считать себя безнадежным, способствуют повышению уверенности в себе.

Не ставьте тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления.

Для повышения самооценки чаще называйте ребенка по имени, хвалите в присутствии других детей и взрослых.

Полезно разыгрывать тревожащие ребенка ситуации, например, боязнь учителя.

Нельзя угрожать невыполнимыми обещаниями: «Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя!».

Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его.
Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!).

Старайтесь делать ребенку меньше замечаний. Используйте наказание в крайнем случае. Не унижайте ребенка, наказывая его.

Если по каким-то объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

Доверяйте ребенку. Будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.

 

© Государственное учреждение образования "Средняя школа №37 г.Могилёва".
Разработка и ведение сайта: Галиновский А.В. tco_kab@tut.by

МГОИРО Управление образования могилевского облисполкома