Государственное учреждение образования "Средняя школа № 37 г. Могилева"
 
Главная > Учебные предметы > Русский язык и литература
 
ФЕВРАЛЬ
ИЮЛЬ
АВГУСТ
НОЯБРЬ
 
Список литературы, рекомендуемой для чтения
Подготовка к ЦТ
Тактика работы с тестами
КНИГИ-ЮБИЛЯРЫ 2018
Учитель: мастерство и вдохновение
24.04.2018 состоялось открытое заседание методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Совершенствование профессиональной комплектации учителя словесника как условие повышения качества современного образования». Слагаемые современного урока и внеклассная деятельность, особенности школьника сегодняшнего дня и заповеди педагога, подготовка учащихся к ЦТ и работа с высокомотивированными детьми – таков диапазон обсуждаемых вопросов. Личностно ориентированную направленность, применение интерактивных форм обучения, создание условий для воспитания духовных качеств личности учителя, посетившие открытые уроки Ж.Н. Аниськовой («Спешите делать добрые дела» по рассказу К. Паустовского «Телеграмма», 7 класс) и Н.П. Барановой («Вводные слова, словосочетания, предложения», 8 класс). Обмен педагогическим опытом – импульс для дальнейшей работы, осмысление своего опята в русле педагогической науки и практики.

Н.В. Михайлова, руководитель методического объединения учителей русского языка и литературы

 
Олимпиада «Весенний фестиваль знаний 2018»
В весеннюю пору всё оживает и наполняется яркими красками. Именно сейчас самое время для различных событий и свершений. «Почему бы не начать с олимпиад проекта compedu.ru?» - решили учащиеся 5 и 6 классов нашей школы. Олимпиады проекта compedu.ru включают задания разного уровня сложности, чтобы испытать свои силы могли учащиеся всех возрастов и уровня знаний. Задания полностью соответствуют школьной программе, развивают кругозор и интерес к предмету. Они помогают не только повторить и систематизировать весь пройденный материал, но и дают стимул для дальнейшего обучения. «Весенний фестиваль знаний 2018» — это эффективные и увлекательные олимпиады с разнообразными заданиями и поощрениями для учителей и учащихся.

Луферова Т.И., учитель русского языка и литературы

 
Мастер-класс «Дидактический материал как средство повышения мотивации при подготовке к ЦТ»
13 апреля 2018 года на базе ГУО «Средняя школа №37 г. Могилёва» для учителей русского языка и литературы прошёл мастер-класс «Дидактический материал как средство повышения мотивации при подготовке к ЦТ», который подготовила и провела учитель высшей категории Юшкевич Екатерина Борисовна. С приветственным словом к участникам мероприятия обратились директор ГУО «Средняя школа №37 г. Могилёва» Колентионова Г.В. и заместитель директора по учебной работе Жвалевич Т.Н. В ходе мероприятия Юшкевич Е.Б. показала приемы работы по подготовке учащихся к централизованному тестированию по русскому языку. Какографические задания (от «какография» - «ошибочная правопись»), комплексная работа над текстом, тематические карточки – задания, лингвистические разминки – вот те приёмы, которые использует учитель на уроках, чтобы учащиеся в будущем смогли успешно справиться с заданиями централизованного тестирования. В доброжелательном и заинтересованном разговоре учителя школ города проанализировали педагогическую практику в реализации выбранных приемов работы, определили наиболее эффективные приемы в организации работы по подготовке учащихся к ЦТ по русскому языку. Молодым педагогам была оказана помощь в выборе индивидуальной программы профессионального роста. Завершая мастер-класс, Екатерина Борисовна вспомнила слова Аристотеля, который сказал, что «познание начинается с удивления». Так давайте же будем удивлять наших учащихся!

Луферова Т.И., учитель русского языка и литературы

 
«Всем хорошим во мне я обязан книгам… »
Максим Горький – одна из самых значительных личностей русской истории и литературы конца XIX – начала ХХ столетия. Он родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде в семье управляющего пароходной конторы. Настоящее имя писателя – Алексей Максимович Пешков. В семь лет маленький Пешков остался сиротой и жил с дедом, некогда богатым, но к тому времени разорившимся, красильщиком. Мальчику пришлось с детства зарабатывать себе на жизнь, что и побудило будущего писателя в дальнейшем взять себе псевдоним Горький. Первым печатным произведением, опубликованным в 1892 году в газете «Кавказ» под псевдонимом М. Горький, был рассказ «Макар Чудра». Одним из самых значительных произведений русской реалистической литературы ХХ века является автобиографическая трилогия писателя «Детство. В людях. Мои университеты», над которой он работал 10 лет. Сам автор называл ее «той правдой, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной». Прожив трудную жизнь, с ранних лет столкнувшись с ужасами окружающей действительности, Горький остался гуманистом. Главная тема его творчества – это Человек и мечта о «новых людях». Горьковские герои бесстрашны, свободны и всегда добиваются поставленных целей. Писатель восхищается человеком, его способностями и возможностями. Он является автором многочисленных рассказов, романов («Фома Гордеев», «Мать», «Дело Артамоновых» и др.), пьес («Враги», «Мещане», «На дне», «Дачники», «Васса Железнова» и др.), романа-эпопеи «Жизнь Клима Самгина». В своих романтических произведениях, относящихся к раннему творчеству, и в поздних реалистических рассказах, повестях и романах, и в драматургии М. Горький воспевает свободного духом человека. Писателя в полной мере можно назвать одним из самых противоречивых авторов России ХХ века. Он весьма неоднозначно воспринял Октябрьскую революцию, но при этом был назван ее «певцом». Вокруг него за долгое время сформировалось огромное количество мифов, но при этом талант писателя-художника признается всеми. Горький неоднократно выдвигался на соискание Нобелевской премии по литературе. На протяжении всей жизни писатель был в сложных отношениях с властями, но всегда поддерживал любые конструктивные начинания, особенно связанные с культурой. Культурно-просветительские проекты, организация издательств, газет и журналов, охрана памятников, социальная помощь работникам культуры и искусства – это только часть деятельности Максима Горького. Писатель заботился о молодежи, юных талантах, основал Литературный институт, журнал «Литературная учеба». Его устремленность в будущее актуальна сегодня. Читателям дорога идея горьковского гуманизма, его вера в человека и созидательную роль литературы и культуры.

Луферова Т.И., учитель русского языка и литературы

 
Поздравляем победителей!
27 марта 2018 года состоялся районный этап республиканской олимпиады по русскому языку и литературе. Поздравляем с заслуженной победой следующих учащихся: Якутину Лолиту (8 класс), Бычкова Захара (5 класс) – дипломы I степени; Дуплевскую Елену (8 класс), Марченко Полину (8 класс), Путикова Андрея (7 класс), Гербелеву Екатерину (5 класс) – дипломы II степени; Мороз Алину (8класс), Буловецкого Даниила (7 класс), Ковалеву Маргариту (7 класс), Концевую Марину (7класс), Атесленко Полину (6 класс), Исаеву Юлию (6 класс), Казначееву Евгению (6 класс), Алексеева Артёма (6 класс), Родькину Екатерину (5 класс) – дипломы III степени; Авдееву Екатерину (7 класс), Цурпанову Яну (7 класс), Павлову Миладу (6 класс), Селину Анну (5 класс), Соколовского Савелия (5 класс) –поощрительные дипломы. Дорогие победители! Когда вместе собираются развивающиеся, ищущие, целеустремленные личности, создается особый потенциал, и эта энергия делает мир лучше, добрее, совершеннее. Мы уверены, что опыт участия в этой олимпиаде вас многому научил. Никогда не останавливайтесь на достигнутом, учитесь, узнавайте новое, развивайтесь. Успехов вам, вдохновения, творчества и позитива каждый день!

Учителя русского языка и литературы

 
190 лет со дня рождения Жюля Верна
Французский писатель, классик приключенческой литературы, Жюль Верн родился 8 февраля 1828 года недалеко от французского города Нант в семье адвоката. К 19 годам юный фантаст пытался писать объемные романы в стиле Виктора Гюго, но отец Пьер Верн ожидал от первенца серьезной работы на поприще адвоката и отослал сына в Париж изучать юриспруденцию. В январе 1851 года Жюль Верн окончил обучение и получил разрешение вести адвокатскую деятельность, однако писать не переставал. Славу Верну принес первый роман «Пять недель на воздушном шаре», который вышел в конце 1862 года. За свою творческую жизнь писатель создал 65 романов научно-фантастического и приключенческо-географического характера. По-настоящему известным его сделали «Путешествие к центру Земли», «Дети капитана Гранта», «20 000 лье под водой», «Вокруг света за 80 дней», «Таинственный остров», «Пятнадцатилетний капитан». В романах писателя-фантаста читатели находят не только восторженное описание техники, путешествий, но также яркие и живые образы благородных героев (капитан Гаттерас, капитан Грант, капитан Немо), симпатичных чудаковатых ученых (профессор Лиденброк, доктор Клоубонни, кузен Бенедикт, географ Жак Паганель, астроном Пальмирен Розет). По статистическим данным ЮНЕСКО, произведения Жюля Верна переведены на 148 языков. Это серебряная медаль по количеству переводов на иностранные языки в мире. Жюль Верн уступил пальму первенства лишь Агате Кристи. Любопытно, что автор книг о путешествиях сам масштабных путешествий не совершал и писал, опираясь не на опыт, а на знания и на собственную фантазию. Именем знаменитого писателя Жюля Верна назван кратер на обратной стороне Луны. Жюль Верн – поистине личность исторического масштаба и значения. Его творческий путь стал каноническим для многих последователей таланта писателя. Неимоверная тяга к открытию мира и глубины человеческой личности по сей день оставляет его на вершине литературного Олимпа. Невозможно в одной статье описать все события жизни французского гения, однако среди них немало запоминающихся фактов: -был членом Французского географического общества благодаря своей любви к путешествиям; -получил юридическое образование, но впоследствии пошёл по литературной стезе; -его первая пьеса шла в Историческом театре Александра Дюма. Творчество Жюля Верна – настоящий кладезь приключений и остросюжетных историй, щекочущих нервы и будоражащих воображение. Минуты, проведённые с книгами автора, доставят читателям истинное удовольствие.

Луферова Т.И., учитель русского языка и литературы

 
Грамотеи
18 января среди учащихся 6-х классов прошел турнир знатоков русского языка «Грамотеи». Ребята успешно справились с заданиями таких конкурсов, как «Фольклорный», «Словообразовательный», «Музыкальная загадка» и «Полиглот». Беспристрастное жюри справедливо оценивало каждую команду. А болельщики имели возможность заработать дополнительные баллы для игроков, отвечая на вопросы конкурса «Блиц – опрос». Мероприятие позволило учащимся проявить свою эрудицию и умение работать в группе.


 
Что бы вы ни делали, чем бы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга
Под таким девизом в государственном учреждении образования «Средняя школа № 37 г. Могилева» прошла Неделя русского языка и литературы, посвященная 130-летию со дня рождения С.Я. Маршака – поэта, переводчика, философа. Праздник был многогранен по содержанию и широк по возрастному диапазону. В рамках проведения Недели работали различные секции: литературоведческая (анализ читательских формуляров, анкетирование, обсуждение любимых произведений); искусствоведческая (конкурс рисунков «Обложка книги», фоторепортаж «Мы – читатели»); литературно-творческая (конкурс чтецов, презентации «Биография С.Я. Маршак», «С.Я. Маршак – переводчик»). Победители и активные участники Недели получили дипломы. Было решено ежегодно в ноябре проводить в школе «Маршаковские чтения».

Учителя русского языка и литературы

 
Могилёвскому театру-130 лет!
Душой города стал театр, возведённый когда-то всем миром, в едином порыве. Доброй традицией стали “Уроки эстетики”-специальные показы для учащейся молодёжи города. Драма ”Скорина” режиссёра Саулюса Варнаса- это философское осмысление человеческого бытия первопечатника, гуманиста, просветителя. Взрывная эмоциональность, вдумчивое и глубокое понимание образа актерами Иваном Трусом, Дмитрием Дудкевичем, Василием Гальцем (актёр награждён медалью Франциска Скорины) покорил зрителей. Встреча с живым искусством состоялась.

Н.В. Михайлова, учитель русского языка и литературы, 30.11.2017

 
Есть имена, как солнце!
Сколько поколений воспитывалось на поэзии Пушкина, приникая к родникам его творчества! Однако он остался неисчерпаем, как океан. Пушкинский дворик стал местом встречи любителей поэзии. Мы вновь и вновь обращаемся к Поэту, жизненный путь которого - Бесконечность и Вечность.

Учителя русского языка и литературы

 
«Я думал, чувствовал, я жил…» (С.Я. Маршак)
Детский поэт и переводчик, драматург и лирик, педагог и редактор — таков творческий диапазон Самуила Яковлевича Маршака. С. Я. Маршак родился в 1887 году в Воронеже. Детство поэта протекало в пригороде Воронежа, где на заводе работал его отец. В 1897 году С. Я. Маршак поступает учиться в гимназию города Острогожска, а затем переводится в третью классическую петербургскую гимназию. С 1906 года начинается активная литературная деятельность С. Я. Маршака: он публикует сатирические фельетоны, стихи, переводы. В 1912 году С. Я. Маршак уезжает в Лондон, где учится в университете. Он впервые начинает работать над переводами английских баллад, стихов английских поэтов. В 1914 году вместе с семьей он возвращается из Лондона. В 1923—1930 годах Маршак создает ряд произведений для детей: «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Веселые чижи», «Вчера и сегодня», «Цирк», «Почта», «Как рубанок сделал рубанок», «Вот какой рассеянный», «Усатый-полосатый». В 30-е годы С. Я. Маршак вместе с А. М. Горьким составляет проект записки о положении в детской литературе и о создании специального издательства книг для детей (Детиздата), выступает с докладом «О большой литературе для маленьких». В 1935 году его избирают председателем Всесоюзной секции детской литературы. К этому времени относится выход в свет его стихов «Петя Попугай», «Кораблик» и статей «Горький и дети», «Из воспоминаний о Горьком». Отечественная война мобилизовала всех писателей на борьбу с фашизмом. Маршак начинает работать в Окнах ТАСС. Главная цель его творчества в эти годы — помочь обеспечить победу в войне. Не забывает Маршак и о детях: в 1943 году он пишет свою знаменитую сказку для детей «Двенадцать месяцев», за которую был награжден Государственной премией. В 50-е годы выходят в свет книги «Как искали Наташу», «Курочка-ряба и десять утят». В эти же годы были опубликованы переводы стихов Джанни Родари «Здравствуйте, дети!», сборник чешских народных песенок «Хоровод», сборник английских песенок «Плывет, плывет кораблик». В 60-е годы писатель ведет огромную творческую работу: обращается с письмом к делегатам Всероссийского съезда учителей, публикует статьи о поэзии Е. Винокурова, А. Твардовского, пишет письма участникам совещания по проблемам художественного перевода и совещания молодых писателей. В апреле 1963 года С. Я. Маршаку присуждается Ленинская премия за сборник стихов «Избранная лирика», выходят книги для детей «Тихая сказка», «Большой карман», «От одного до десяти», «Веселое путешествие от А до Я». Поэт высокой мысли, которую он умеет облечь в простые, доступные самому маленькому ребёнку стихи, человек обширной культуры, писатель широких горизонтов и блестящего мастерства, владеющий всеми красками, всеми изобразительными средствами, создающий стих лёгкий, полногласный, использующий все оттенки слова, в то же время чрезвычайно лаконичный в своём поэтическом языке, Самуил Яковлевич Маршак завоевал не только восторженную любовь нескольких молодых поколений, но и заслужил всеобщее признание как один из крупнейших деятелей культуры XX века. Все своё огромное умение, великолепный поэтический опыт, удивительное знание народного слова, способность в двух-трёх строках изложить мысль, изобразить картину, полную красок и действия, воссоздать чувство, вычеканить запоминающийся образ вкладывал Маршак в любое своё произведение для детей и взрослых.

Луферова Т.И.

 

2016/2017 учебный год >

2015/2016 учебный год >

 

© Государственное учреждение образования "Средняя школа №37 г.Могилёва".
Регистрационное свидетельство Государственного регистра информационных ресурсов № 7141000978 от 05.07.2010 г.
Разработка и ведение сайта: Галиновский А.В. tco_kab@tut.by

МГОИРО Управление образования могилевского облисполкома