Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни ребенка. Изменяется вся его жизнь : все подчиняется учебе, школьным делам и заботам.
Это очень напряженный период прежде всего потому, что школа с первых дней требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. В связи с этим, нарушается биологическое и психологическое равновесие ребенка, снижается его стрессоустойчивость, растет внутренняя напряженность.
В среднем привыкание ребенка к школе продолжается от трех месяцев до 1,5 лет.
Первая неделя обучения характеризуется низким уровнем работоспособности, высоким уровнем напряжения сердечно-сосудистой системы. Хотя период острой физиологической адаптации организма к учебной нагрузке заканчивается на втором месяце обучения, весь первый год считается периодом неустойчивой и напряженной регуляции всех систем организма.
Приспособление детей к новой школьной обстановке осложняется еще и тем, что совпадает по времени со вторым возрастным кризисом (эндокринный сдвиг, который сопровождается бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой).
Сроки адаптации определяются следующими факторами:
• личностными особенностями ребенка;
• его навыками общения
• с 6 или с 7 лет пошел ребенок в школу;
• посещал ли он д/сад;
• какова степень сформированности морфофункциональных систем организма (легче адаптируются здоровые, физически развитые дети, работоспособные, чем ослабленные;
• насколько ребенок подготовлен к школе
Изначальным фактором позитивной адаптации ребенка к школе является благоприятная семейная микросреда.
В период адаптации ребенка к школе дома нужно окружить его вниманием, проявлять доброжелательность и терпимость. Ребенок должен чувствовать, что родители понимают важность его новых обязанностей и верят, что он с ними справится.
Нормальной адаптации ребенка к школе препятствует неблагоприятная семейная атмосфера: конфликты в семье, психотравмирующие воздействия на ребенка, неправильные методы воспитания, нарушения требований к организации режима 1-классника. Если ребенок не вовремя ложится спать, засиживается у телевизора, компьютера, мало бывает на свежем воздухе, у него снижается работоспособность, повышается утомляемость. Тяжелые психотравмирующие переживания приводят к формированию у ребенка отрицательных черт характера (скрытность, агрессивность, тревожность), затрудняющих взаимоотношения со сверстниками и учителем. Постоянная нагрузка на нервную систему приводит ребенка к утомлению и может вызвать заболевание.
Как правило, не испытывают страха перед посещением школы уверенные в себе,
любимые, активные и любознательные дети, стремящиеся самостоятельно справится с проблемами обучения и наладить взаимоотношения со сверстниками.
Облегчает адаптацию к школе на первом году обучения устранение отставания в развитии ребенка, его оздоровление, соблюдение им режима дня. Не стоит загружать ребенка дополнительными занятиями в музыкальной школе, студиях, секциях. Пусть он сначала хорошо адаптируется к школе.
Дома для ребенка будут полезными упражнения, направленные на развитие познавательных процессов и мелкой моторики руки.
Если трудности адаптации связаны с поведением ребенка, наказывать или ругать его не нужно. Лучше спокойно разобрать ошибки в его поведении.
Не следует в погоне за лучшей успеваемостью ребенка увеличивать для него объем домашних заданий. Это сократит время отдыха ребенка, интерес к учебе может снизиться.
Говоря с ребенком о школе, спрашивайте, чему он научился, что узнал нового, как складывались его взаимоотношения с одноклассниками и учителем. Узнавая о его успехах и достижениях, поинтересуйтесь успехами других ребят, чтобы ребенок не рос эгоистом и зазнайкой. На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: « Получится обязательно, только нужно еще раз попробовать». Продолжить выполнение трудного задания можно после отдыха.
Постоянно говорите с ребенком. Развитие речи - залог хорошей учебы.
Памятка родителям 1-классника
• Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут ребенку подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
• Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость.
• Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться. Ребенок имеет право на ошибку.
• Составьте вместе с ребенком распорядок дня, следите за его соблюдением.
• Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.
• Если у ребенка есть логопедические проблемы, постарайтесь с ними справится на первом году обучения.
• Поддерживайте у ребенка в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны повысить интеллектуальные достижения.
• С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребенка о его педагоге.
• Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать его многообразия, радости, игры.
|