Государственное учреждение образования "Средняя школа № 37 г. Могилева"


Главная > Советы психолога > Советы школьного психолога: ваш ребёнок - левша

Многие родители проявляют беспокойство, когда замечают, что их ребенок рисует или пишет левой рукой. Пытаются его переучить. Родителей можно понять. Леворукость привлекает внимание. Обеспокоенные родители часто в присутствии ребенка обсуждают складывающуюся перспективу, тревожась за будущее ребенка. И с малых лет он начинает проникаться комплексом неполноценности, стараясь скрыть свою леворукость.

Мозг знает, что делает. Левши ничуть и ничем не хуже правшей. Пытаться сделать из левши правшу не стоит. Изменить природу никакому педагогу не под силу. Наш головной мозг состоит из двух полушарий: правое управляет левой стороной тела, а левое – правой. Если более активно правое полушарие-человек становится левшой. Левое полушарие отвечает за речь и абстрактное мышление, правое – за музыкальное и художественное творчество, образное мышление.
Переучивание левшей приводит к возникновению невротических проблем: нарушается сон и аппетит, появляются головные боли, страхи, может возникнуть заикание, энурез, др.

Чем они отличаются? Левши часто отличаются яркой индивидуальностью. Поэтому большинство из них выбирает работу, связанную с музыкой, живописью, литературой, шоу-бизнесом, творческие профессии.
Левши более эмоциональны. У них хорошо развита интуиция. Они склонны к гуманитарным наукам, а правши – к точным.

Учитывая повышенную эмоциональность и впечатлительность левши, будьте с ним чуткими и доброжелательными.

Большие проблемы маленьких. Весь мир устроен «справа», поэтому леворукому человеку, пока он не привыкнет, приходится трудно. Начиная с дверных ручек и заканчивая уличным движением. Когда правши, например, переходят дорогу, сначала смотрят налево, а потом направо. У левшей все наоборот. Учитывайте эту особенность, когда будете обучать ребенка правилам дорожного движения.

Ребенку-левше труднее запомнить направление хода стрелок при ориентировании по часам.
Многое левше приходится постигать самому методом проб и ошибок. Хотя это и замедляет процесс обучения, расстраивать не стоит.

Возможные затруднения при обучении чтению и письму. Леворукий ребенок может пытаться читать справа налево или из середины текста, может терять строку. Необходимо время и терпение, чтобы научить его воспринимать текст.

У леворуких детей чаще, чем у праворуких проявляются трудности обучения письму: зеркальное письмо, нарушения почерка, неправильное начертание букв, медленнее скорость письма и хуже связность письма. С опорой на индивидуальные особенности (лучше запоминает зрительные образы, объяснения, образные сравнения) необходимо выстроить систематическую коррекционную работу с ребенком При выполнении письменных заданий фиксировать место начала записи, прослеживать соблюдение строки. Учить проверять последовательность и количество букв в слове.

Правила при выполнении домашних заданий. Для леворукого ребенка необходимо создавать определенные условия дома и в школе.
• При письме свет должен падать справа.
• Выделить за партой место с левой стороны, чтобы он не сталкивался с правым локтем соседа.
• Нельзя требовать от ребенка безотрывного письма.
• Ребенок должен учиться писать, не загораживая себе линию строки. Лучше, если тетрадь будет наклонена вправо, а левое плечо чуть выдвинуто вперед.
• Родители должны терпеливо относиться к грязным тетрадям, ошибкам и каракулям своего ребенка, помня о том, что письмо дается ему труднее, чем другим детям.
• Леворукому ребенку надо предлагать больше заданий на развитие двигательной активности руки, для развития группы мелких мышц. Хорошее упражнение – вырезание букв крупного формата из газет. Ребенок быстрее их запоминает. Лепка букв и цифр помогает быстрее усвоить технику письма.

Памятка для родителей. • Леворукость – не патология, а один из вариантов нормы.
• Никогда не проявляйте негативное отношение к тому, что ваш ребенок – левша.
• Откройте для своего ребенка мир лепки и рисования, вязания, плетения, макраме.
• Писать левой рукой непросто - поэтому помогите ребенку избегать перегрузки и переутомления.
• Левую руку ребенка нужно развивать: предлагать завязывать и развязывать узелки, выкладывать мозаику, собирать пазлы, закручивать - раскручивать мелкие детали, крутить – вертеть карандаш в руке.
• Все занятия с ребенком должны проводиться систематически, но занимать не более 20 минут, затем необходимо предоставить время для отдыха и после восстановления сил можно продолжить занятие учебной деятельностью.
• Большой деликатности требуют воспитательные беседы с леворуким ребенком. Важно объяснять ему вред стеснения и маскировки леворукости. Следует помогать ему преодолевать чувство мнимой неполноценности. Среди леворуких людей достаточно талантов и гениев. Возможно ваш ребенок – один из них!?
• Развивайте в ребенке чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни.
• Единая тактика поведения учителя и родителей, создание благоприятных условий для формирования двигательных навыков помогут леворукому ребенку избежать отрицательного влияния «праворукой» среды и успешно адаптироваться к школе.

Определение ведущей руки.
1. Вспомните, какой рукой чаще пользовался ребенок в раннем возрасте? (брал погремушку, ложку, др.).
2. Предложите ребенку расчесаться. В какую руку он возьмет расческу?
3. В какой руке он держит карандаш во время рисования?
4. Предложите ребенку похлопать в ладоши так, чтобы одна из рук была сверху. Что это за рука?
5. Предложите ребенку скрестить пальцы в замочек. Большой палец какой руки ляжет сверху?
6. Предложите скрестить руки на груди. Предплечье какой руки будет наверху?

Воспринимайте своего ребенка таким, какой он есть и тогда леворукость не превратится в проблему!

 


© Государственное учреждение образования "Средняя школа №37 г.Могилёва".
Регистрационное свидетельство Государственного регистра информационных ресурсов № 7141000978 от 05.07.2010 г.
Разработка и ведение сайта: Галиновский А.В. tco_kab@tut.by

МГОИРО Управление образования могилевского облисполкома