ГУО СШ №37 г.Могилёва


Главная > Советы психолога > Гиперактивный ребёнок

Родители гиперактивных детей часто испытывают огромные трудности в их воспитании. Далеко не каждому из них приходится по душе поведение ребенка в общественных местах и дома. Многочисленные окрики и запреты не приводят к желаемому результату. Ребенок не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать.

Гиперактивность связана с особенностями функционирования нервной системы: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

Самое важное, что родители должны понять, что их ребенок такой, какой он есть. И в этом никто не виноват. И никаких оснований для того, чтобы винить себя или ребенка нет.

Особенности гиперактивного ребенка. Внешними проявлениями гиперактивности являются невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития может превышать возрастную норму. Первые проявления гиперактивности проявляются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков.

Существуют разные мнения о причинах возникновения гиперактивности: генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни, др.

Пути помощи. Подход к лечению гиперактивного ребенка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. При необходимости невропатологом назначается медикаментозное лечение. Но «Ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Не адекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться... (профессор Ю. С.Шевченко)

Вот тут то и приходят на помощь воспитатель, учитель, психолог, которые, работая в тесном контакте с родителями, могут научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и согласии с ним - вполне посильная задача.

Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите, чтобы он был внимательным, выполняя какое-либо задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребенок постарается какое-то время вести себя «хорошо», но уже не сможет сосредоточиться на задании. В другой раз вы сможете тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания. Если у ребенка высока потребность в двигательной активности, нет смысла подавлять ее. Лучше попытаться научить его выплескивать энергию приемлемыми способами: занимаясь спортом, танцами.

Нагрузка ребенка должна соответствовать его возможностям. Если ребенок устал, отвлекается, переключите его на другой вид деятельности: попросите полить цветы, накрыть на стол, др.

Дл того, чтобы у ребенка не возникали отрицательные эмоции по отношению к взрослому, который отрывает его от интересного занятия, можно использовать не словесные сигналы, а, к примеру, сигнал таймера.

Поскольку гиперактивный ребенок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. Оставайтесь спокойными. Прежде, чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до 10). И тогда, избежав эмоциональной вспышки, вы избежите и чувства вины за проявление своей слабости, сможете лучше понять ребенка, который так нуждается в вашей поддержке.

Памятка для родителей.
• Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Изо дня в день время приема пищи, выполнение д/заданий, сна должно соответствовать этому распорядку.
• Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
• Говорите с ребенком сдержанно, спокойно, мягко.
• Для подкрепления устных инструкций для ребенка используйте зрительную стимуляцию.
• В определенный отрезок времени давайте ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.
• Избегайте мест и ситуаций, где собирается много людей. Пребывание в шумных, людных местах перевозбуждает ребенка. Во время игр ограничивайте его одним партнером.
• Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, раскрашивание, др.)
• В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его каждый раз, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
• Давайте ребенку возможность для расходования избыточной энергии. Полезны ежедневные физические занятия на свежем воздухе, длительные прогулки, бег Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
• Работайте с ребенком в начале дня, а не вечером.
• Уменьшите рабочую нагрузку ребенку.
• Делите работу на короткие, но четкие периоды. Используйте физкультминутки.
• Снизите требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
• Используйте тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
• Давайте короткие, четкие и конкретные инструкции.
• Используйте гибкую систему поощрений и наказаний.
• Поощряйте ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
• Предоставляйте ребенку возможность выбора.
• Оставайтесь спокойным и терпеливым.

 


© Государственное учреждение образования "Средняя школа №37 г.Могилёва".
Регистрационное свидетельство Государственного регистра информационных ресурсов № 7141000978 от 05.07.2010 г.
Разработка и ведение сайта: Галиновский А.В. tco_kab@tut.by

МГОИРО Управление образования могилевского облисполкома