ГУО СШ №37 г.Могилёва


 

Главная > Советы психолога > Агрессивный ребенок

Портрет агрессивного ребенка. Почти в каждом классе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, употребляет грубые выражения и т. д.

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» - неразрешимая проблема, стоящая перед ребенком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Они не могут сами оценить свою агрессивность. Им кажется, что весь мир хочет обидеть их.
Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, у них преобладают отрицательные эмоции, защитные реакции.

Истоки агрессивности. На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего ребенка. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: снисходительность или строгость. Агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих. Родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а наоборот, взращивают его. Ведь всем известно, что зло порождает зло.

Если родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребенка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией.

Дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей. Если в доме постоянные споры и крики, трудно ожидать, что ребенок вдруг будет покладистым и спокойным.

Как помочь агрессивному ребенку. Усилия взрослых необходимо направить на следующее:
1. Обучение агрессивного ребенка приемлемым способам выражения гнева.
2. Обучение его навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
3. Формирование у ребенка способности к эмпатии, доверию, сочувствию.

Работа с гневом. Гнев - это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. К сожалению, в нашей культуре принято считать, что проявление гнева - недостойная реакция. Уже в детском возрасте нам внушают эту мысль взрослые. Но психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать эту эмоцию, т. к. таким образом, мы можем стать «копилкой гнева», которая в один прекрасный день может «лопнуть». Причем не обязательно это завершится истерикой или криками. Вырвавшиеся на свободу негативные чувства могут «осесть» внутри нас, что приведет к различным соматическим проблемам: головным болям, желудочным и сердечно-сосудистым заболеваниям. Поэтому от гнева нужно освобождаться, но мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами.

Опасные способы выражения агрессии:
• Критиковать, кипятиться
• Обижаться, огрызаться, оскорблять, обвинять
• Жаловаться, Страдать
• Злиться, запугивать
• Грызть ногти
• Грубить, грозить
• Обманывать себя и других, что ты совсем не злишься

Безопасные способы выражения агрессии:
• Заниматься спортом, физическим трудом
• Говорить, что чувствуешь
• Затопать
• Колотить подушку, боксерскую грушу
• Рвать бумагу
• Спокойно глубоко подышать, вдыхая через нос, выдыхая через рот

Если тебя обидели:
Напиши 3 письма (отправлять и показывать обидчику их не нужно, написание их поможет избавиться от негативных переживаний)
4. Письмо обидчику («выскажи» ему все, что ты о нем думаешь).
5. Предположительный ответ обидчика.
6. Письмо-прощение.
Обидчика можно нарисовать. Фигурку обидчика можно слепить из пластилина, потом смять ее, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить.

Игры с водой (Снятие агрессии, излишнего напряжения)
5. Одним мягким шариком сбивать другие шарики, плавающие на воде.
6. Сдувать кораблик из бумажной трубочки.
7. Морской бой.
8. Струей воды сбивать легкие игрушки, плавающие в воде.

Все способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка.

Шпаргалка для взрослых
1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
3. Не разговаривать с агрессивным ребенком на повышенных тонах, чтобы не провоцировать у него усиление агрессивных импульсов.
4. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
5. Наказания не должны унижать ребенка.
6. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
7. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после негативного события.
8. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
9. Развивать способность к эмпатии.
10. Учить брать ответственность на себя.
Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях

 
 


© Государственное учреждение образования "Средняя школа №37 г.Могилёва".
Регистрационное свидетельство Государственного регистра информационных ресурсов № 7141000978 от 05.07.2010 г.
Разработка и ведение сайта: Галиновский А.В. tco_kab@tut.by

МГОИРО Управление образования могилевского облисполкома